Навигация: Индия / новости / Далай-лама уже давно мог бы пребывать в нирване
Далай-лама уже давно мог бы пребывать в нирване
06.01.2006
Окутанное серой дымкой небо Западных Гималаев перетянуто гирляндами ярких флажков, на ветру нашептывающих мантры. Тяжелые медные барабаны в главном буддистском храме просят вертеть по часовой стрелке.
"И может быть, все обретут мир и счастье", - гласит табличка при входе.
К алтарю золоченого Будды возложена гора лепешек, после церемонии их раздадут голодным.
Монахи в одеждах цвета вишни и шафрана, скрестив ноги, прихлебывают чай, переводя дух от молитв. Тягучий тибетский напиток, вскипяченный с молоком, молча пьют из алюминиевых кружек старики с непроницаемыми скуластыми лицами с глубокими морщинами.
Они еще помнят родину. Вот уже 46 лет местечко Дхарамсала в индийских Западных Гималаях носит статус резиденции далай-ламы и убежища для его последователей, бежавших из Тибета после неудачного вооруженного восстания против власти китайских коммунистов.
"Далай-лама давно уже мог бы пребывать в нирване, но он рождается вновь ради того, чтобы служить людям", - гласит изданный в Индии путеводитель по Дхарамсале.
Его Святейшество 70-летний далай-лама XIV, известный по имени Тензин Гьяцо, что в переводе означает "Всеисполняющая драгоценность", носит статус духовного лидера тибетцев и является несомненным авторитетом для буддистов всего мира.
Мальчик, рожденный с именем Лхамо Дхондрул, был признан монахами реинкарнацией далай-ламы ХIII и воплощением на земле Будды Сострадания.
Приемная Его святейшества скромна - обшарпанный линолеум "под паркет", потрескавшаяся фанера на двери. Так же прост занимаемый им двухэтажный дом за железным забором. Покой и безопасность лидера буддистов охраняют немецкая овчарка, лениво разгуливающая по крыше, да один-единственный постовой.
"Я всего лишь простой буддийский монах, ни больше, ни меньше", - любит повторять улыбчивый и неприхотливый в быту Тензин Гьяцо.
Он встает в четыре утра, медитирует и читает молитвы. После обеда четыре часа длятся аудиенции, попасть на которые может каждый желающий, записавшись в очередь за три-четыре месяца.
"Мы счастливы, почти целый час мы обсуждали с далай-ламой, как возрождать народные традиции, как учить людей", - радостно улыбается Чое Хор Сумлинг, преподаватель медитации в одной из спиритуалистических школ Бангалора.
Каждый посетитель выходит от далай-ламы с белым лоскутком на шее, которым, по буддистскому обычаю, встречают гостей, некоторые прижимают к груди фигурки Будды, полученные в дар от далай-ламы.
Гости без шарфов и будд, надеявшиеся проскочить к Его святейшеству наудачу, уходят разочарованными. Людей в шарфах завистливым взглядом провожает буддистская чета из Швейцарии, взъерошенная испанская съемочная группа, девушка со знаком вечного блаженства "ом" на майке, цепочка пришлых монахов.
"Приходите послезавтра, будет общая молитва", - ободряет секретарь далай-ламы.
На фоне гор, алых хитонов и сари, пестрых накидок и свитеров из грубой самодельной пряжи, мужчин с косами и наголо обритых женщин, он поражает необычным видом - офисным темным костюмом с белой рубашкой и галстуком.
Тот, кто не получил благословения далай-ламы, может взять текст молитвы за здоровье и долголетие его Святейшества.